1Diski.ru - купить диск в лучшем магазине компакт диск, заказать диски в интернет магазине

Смена форматов CD/DVD (CD-R/DVD-R). Апгрейд и перенастройка оборудования репликации. - статьи на 1Diski.ru
Лучший интернет магазин, где можно купить компакт, mp3, cd и dvd диски, это 1Diski.ru

Смена форматов CD/DVD (CD-R/DVD-R). Апгрейд и перенастройка оборудования репликации.

Олег Медиакритский. системный интегратор, эксперт портала "replitech.ru".

Смена форматов CD/DVD (CD-R/DVD-R).

Апгрейд и перенастройка оборудования репликации.

В статье использованы материалы журнала "Один к одному" (Великобритания). Некоторые понятия и формулировки нуждаются в уточнении. Под форматами понимаются принципиально отличающиеся в производстве типы оптических дисков. Апгрейд линии – модернизация оборудования для тиражирования более нового и технологически сложного формата, связанная с приобретением и установкой дополнительных узлов, модулей, программного обеспечения. Переключение – переход от формата к формату в обе стороны, связанный только с изменением параметров производственного процесса.

С появлением нового формата DVD и необходимостью выбора, лимитируемого техническими характеристиками оборудования, многие репликаторы часто не уверены, какой из существующих форматов окажется наиболее востребованным заказчиками. В этой ситуации возможность апгрейда линии и тем более возможность перехода от одного формата к другому без серьезной переделки оборудования представляется наилучшим выходом. Производители оборудования не остались в стороне от новых потребностей своих клиентов, и в рекламе оборудования на первое место теперь ставится возможность переключения с формата на формат. Теоретически эта возможность выглядит очень привлекательной и оправданной с точки зрения снижения инвестиций в оборудование. Но что же происходит на практике? Действительно ли репликаторы полностью используют возможности апгрейда и как часто они переключают оборудование с формата на формат?

Переход к DVD 5

Не смотря на радужные перспективы нового формата, объемы заказов вначале не поражали воображение, и репликаторы предпочитали инвестировать в приобретение CD линий. Вместе с тем все понимали, что надо быть готовым к лавинообразному спросу на DVD, и не упустить новый перспективный рынок. Приобретение стандартной линии, с опцией апгрейда до DVD 5, когда возникнет потребность, было разумным с точки зрения экономии средств. С другой стороны, для производителей входящих в DVD бизнес и приобретающих оборудование для тиражирования "девятки" была важна возможность переключения форматов CD/DVD, что снижало затраты и сокращало сроки окупаемости. Вместо того чтобы простаивать в период отсутствия заказов на DVD, линия перенастраивалась и выпускала CD диски. Практически все ведущие производители финишного оборудования: 4M, Singulus, Steag Hamatech, Convac, Data Disc, Robi, ODME, Tapematic, Toolex Alpha, M2 – предложили своим клиентам как возможность апгрейда своих линий, так и опцию переключения с формата на формат.

Но как часто на практике используются эти дополнительные, увеличивающие стоимость оборудования, возможности? C этими вопросами журнал "Один к одному" обратился к разработчикам и производителям оборудования репликации.

Клаус Хаммен (SINGULUS) вспоминает ситуацию конца 90-х, когда фирма предложила своим клиентам линию "SKYLINE DUPLEX": хотя мы имели много заказов на переключаемые линии (CD/DVD 5) и много их инсталлировали, на практике очень немногие из них переключались в процессе эксплуатации. Я бы сказал, что от 85 до 90 процентов линий, которые начали работать как DVD 5 линии, никогда не выпускали CD диски. Думаю, это связано с тем, что большинство производителей имеет достаточно DVD заказов для загрузки оборудования и рассматривает производство CD лишь как путь отступления при неблагоприятной коньюктуре.

Джерен Ландсберген (ODME) подтверждает вышесказанное: никто из наших клиентов не переключает оборудование между форматами. Наиболее распространенный сценарий - это когда репликаторы покупают CD/DVD 5 линию, чтобы покрыть превышающий спрос на CD. Как только спрос падает, они переходят на тиражирование DVD и в дальнейшем используют линию только для этого формата. Вместе с тем мы обнаружили, что опция апгрейда линии - одно из основных требований наших клиентов. Они всегда хотят быть уверены, что существует возможность модернизации оборудования до DVD стандарта. В случае покупки DVD 9 линии, предъявляются прямо противоположные требования. Если репликатор обнаружит, что не способен полностью загрузить оборудование DVD заказами, то он скорее переключится на тиражирование CD, чем позволит простаивать линии. Хотя на практике, в связи с растущим спросом на DVD, это встречается редко. Я думаю, что сейчас рынок находится в переходной стадии. Если потребитель хочет CD/DVD оборудование, то это конструктивно должна быть DVD линия с возможностью переключения на CD, тогда как раньше это была в первую очередь CD линия с возможностью апгрейда до DVD.

В чем-то похожий опыт имеет и фирма STEAG. Оливер Зеб продолжает: большинство не реализует эту возможность - апгрейд CD линии до DVD. Как правило, если репликаторы хотят делать DVD 5, они используют для этого двойную линию для DVD 9, чтобы обеспечить необходимое качество дисков. Но клиенты хотят иметь и используют опцию переключения DVD линии на производство CD в случае, когда производственные мощности не загружены. Тем не менее, они не будут использовать это оборудование и дальше как CD линию. Поскольку это экономически нецелесообразно - использовать сложную и дорогую DVD линию для производства формата с низким на настоящий момент уровнем рентабельности.

Фирма TAPEMATIC, также имеющая в своей производственной программе переключаемые линии, сообщает, что из всех клиентов, купивших у них CD/DVD 5 линии, только двое переключают оборудование с формата на формат. Рассказывает Рон Гудвин: за последние два-три года мы не раз убеждали наших заказчиков, что это не лучшее занятие – переключаться с формата на формат. Если быть до конца честным, мы и сами никогда не верили в то, что это хорошая идея (переключаемое оборудование). Если вы в CD бизнесе и хотите купить линию, которую через год другой будете использовать для DVD – это прекрасно, но не переключаться с формата на формат.… Сейчас мы практически не поставляем специализированных CD линий, все они комбинированные CD/DVD 5 (Tapematic 8010). Если я не ошибаюсь, последняя только CD линия была продана в 2001 году. Из тех 8010-х, которые мы продали в 2002 году, 75% используются как CD линии и еще ни разу не переключались в формат DVD.

Томас Капедиа из "ALPHA SWEEDEN" подчеркивает, что клиенты, инвестирующие в оборудование, в первую очередь хотят скорости, еще раз скорости и, наконец, низких эксплуатационных расходов, а это может обеспечить только специализированная на одном формате линия. Для переключаемых линий производственный цикл больше и для них нет рынка в ближайшем будущем.

Переход от тиражирования CD к DVD 5, связанный с перенастройкой оборудования, может занять несколько часов. Главное время тратится на смену пресс-форм (молдов) на литьевой машине, так же необходима промывка узла склейки/лакировки и замена UV-материалов, в данном случае, лака на клей. Универсальные материалы, подходящие как для лакировки, так и для склейки, хотя и существуют на рынке, но уступают по качеству специализированным. Остальной процесс, при том что все необходимое железо (станция переворота диска, например) уже установлено, связан с инсталляцией нового софта и настройками (подробнее в конце статьи на replitech.ru). Одним из ключевых элементов процесса репликации является литьевая машина, во многом определяющая и лимитирующая возможности апгрейда системы в целом. В настоящее время производители предлагают множество опций для одной и той же модели литьевой машины. Существуют машины для тиражирования только CD, CD-R, DVD/DVD-R или визитных карточек. Все они отличаются не только электромеханическими параметрами, но и программным обеспечением. Если репликатор приобретает линию, укомплектованную литьевой машиной CD-only, то при переходе к производству DVD придется отправлять ее к производителю, для серьезной доработки. Это весьма дорогое удовольствие. Поэтому при покупке оборудования репликатор должен быть уверен, что литьевая машина полностью подходит как для работы как с CD, так и с DVD пресс-формами. Необходимо помнить, что "девятку" в отличие от "пятерки" можно производить только на финишных линиях с двумя термопластавтоматами (один для L0, другой для L1).

Джерен Ландсберген так комментирует эту ситуацию: мы получаем много отзывов от наших инженеров, которые регулярно выезжают к заказчикам и хорошо знакомы с практикой реального производства. Их опыт показывает, что поменять молды при переходе от DVD к CD можно достаточно быстро, в течение часа. Еще час займет точная настройка и подгонка половинок молда. Однако переход обратно к DVD может занять существенно больше времени и требует более квалифицированной работы. Всегда существует риск повредить оборудование. Поэтому инженеры ODME не рекомендуют менять пресс-формы на регулярной основе и не доверять выполнение этих работ специально не обученному персоналу. Процесс инжекционного литья сложен и система должна стабилизироваться в течение достаточно продолжительного времени, чтобы достичь заданных значений цикла и требуемого качества продукции. Машина может работать стабильно с высокими показателями без выключения в течение продолжительного времени. Это нормально. А вот каждая остановка, не говоря уже о смене молдов, является стрессом для оборудования, после которого качество и производительность неизбежно падают.

При апгрейде финишных линий с одной литьевой машиной репликаторы часто не учитывают особенности технологии: если производить на них диски DVD 5, то обе половинки получаются абсолютно идентичными и будут иметь с двух сторон диска по технологическому кольцу (должно быть: с одной - стороны кольцо, с другой канавка). Это приводит к тому, что при декорации диска невозможно осуществить полную покраску поверхности от внешнего диаметра до центрального отверстия. При тиражировании DVD 5 на линии с двумя литьевыми машинами лишенная информации половинка (L1) производится без технологического кольца и может быть полностью покрашена.

Переход к DVD 9

Объемы производства и продаж DVD дисков в последнее время неуклонно возрастают. В первую очередь это относится к DVD 9, который стал форматом выбора для большинства репликаторов. При возросшем спросе тема апгрейда оборудования стала особенно актуальной. В своей новой разработке - линии "DEX" c двумя литьевыми машинами фирма ODME предлагает опцию апгрейда от конфигурации CD/DVD 5 к "девятке" путем добавления еще одного металлизатора, заменой сканера контроля качества и инсталляцией нового программного обеспечения. Работа по переделке, займет у специалистов ODME около одного рабочего дня и обойдется заказчику примерно в 40% от оригинальной стоимости линии.

Ларс-Гуннер Нильсон (M2 Engineering) о ситуации на рынке оборудования в последние годы: многие из наших клиентов, которые приобрели линии SQ2 в конфигурации DVD 5 пару лет назад, поскольку не были уверены в формате DVD 9, уже почувствовали необходимость их апгрейда. И около 50-ти процентов это уже сделали. Лидерами, конечно, являются производители из Европы и США. Наоборот, среди покупателей линии SQ1 с возможностью апгрейда до DVD 5 мы не наблюдаем никаких попыток перехода к другому формату. Эти линии покупались для тиражирования компакт дисков и до сих пор загружены заказами. У нас было всего два клиента, взявших линии на платформе DVD 9 в конфигурации для производства CD, и до сих пор они еще не конвертировались до DVD формата. Однако, по наблюдениям г-на Нильсона, опция апгрейда оборудования уже не такая актуальная тема для рынка, как это было 3-4 года назад: оборудование сейчас покупается под конкретные задачи и клиент не просчитывает каждую минуту, что произойдет на рынке в будущем.

Клаус Хаммен не согласен с такой точкой зрения: возможность апгрейда и сейчас занимает одно из первых мест среди опций в прайс-листе. И она востребована заказчиком, который всегда смотрит вперед и хочет быть уверенным, что его инвестиции в формат будут оправданы в будущем. Не надо забывать, что оборудование рассчитано на десять лет непрерывной эксплуатации, и никто не может быть уверен в том, что тот или иной формат столько проживет. Недавно один из заказчиков интересовался возможностью апгрейда линии Singulus до формата "Blu-ray". Можно над этим посмеяться, но, вместе с тем, это убедительно показывает, насколько далеко в будущее смотрит заказчик.

Не так давно фирма Singulus представила новую SACD линию на базе "SPACELINE". Хотя это и демонстрирует, что существует путь апгрейда оборудования до SACD, производитель очень осторожно говорит о такой возможности. Представители Singulus не рекомендуют проводить такую конверсию на заводе клиента и не собираются рекламировать такой апгрейд в будущем, поскольку это не в интересах компании. Клаус Хаммен так комментирует позицию фирмы: если клиент приобрел SACD линию, которая в сущности доработанная "SPACELINE", он будет ее использовать в этом качестве только в случае соответствующего спроса на формат. Ситуация аналогична переходу от CD к DVD, который уже практически закончился. Мы не собираемся позиционировать новую линию как DVD, которая может быть конвертирована для производства SACD. Когда оборудование работает постоянно в каком-либо одном формате, процесс стабилизируется, и вы имеете качество и высокую производительность. Переход на другой формат, скажем от DVD 9 к SACD, несомненно, оказывает влияние на систему в рамках производственного процесса – это большой стресс для оборудования. Это мы и пытаемся объяснить нашим клиентам и призываем их остановиться на специализированной на одном формате линии, настроенной производителем под определенный процесс. Потому что отдача от линии репликации намного больше, если она постоянно работает с одним форматом. Это не имеет большого значения в случае перехода от "пятерки" к "девятке", поскольку в принципе это одно и то же. Но с точки зрения технологии процесса и оборудования CD, DVD, SACD – это разные форматы.

Записываемые форматы

Подобно рынку prerecordable media в недавнем прошлом, recordable media бизнес находится сейчас на распутье в раздумьях о рыночных перспективах DVD-R. Эти перспективы, по мнению Джерена Ландсбергена, представляются весьма неопределенными для принятия решения о покупке специализированной DVD-R линии. Однако большинство производителей CD-R обеспокоено, что когда DVD-R наконец выйдет на рынок, спрос будет расти лавинообразно и тайваньские фирмы не упустят этот шанс. Поэтому небольшие производители, имеющие ОЕМ заказчиков на CD-R, рассматривают сейчас возможность приобретения DVD-R линии, но с возможностью переключения на CD-R. Эта концепция реализована в последней разработке фирмы ODME - линии "PROFILINER", позволяющей осуществлять CD-R/DVD-R переключение без какого-либо дополнительного апгрейда. Производство записываемых форматов существенно отличается от организации бизнеса в prerecordable media. Конечная продукция представляет свободные от информации болванки, абсолютно идентичные друг другу. Соответственно, создается возможность работать на склад, не останавливая линии, даже если спрос ниже производственной мощности предприятия. Возможность создавать складские запасы позволяет репликаторам более рационально использовать оборудование. Может случиться, например, что при невысоком спросе на DVD-R создастся необходимость резко увеличить объемы производства CD-R дисков. Таким образом, для небольших фирм приобретение переключаемого оборудования представляется весьма рациональным инвестированием. Но справедливо ли это для крупных производителей?

Крупные тайваньские фирмы присматриваются к специализированным DVD-R линиям, потому что они достаточно большие, чтобы позволить им работать наряду с уже имеющимися 60-ю или 80-ю специализированными CD-R линиями – утверждает Джерен Ландсберген. В настоящее время ODME работает с некоторыми из этих компаний по их просьбе, чтобы произвести модернизацию их старых CD-R линий до требований формата DVD-R. Это совсем не типичная ситуация, так как мы (ODME) не предполагали, что это оборудование может быть использовано для производства DVD-R и не закладывали в его конструкцию возможность апгрейда. Все дело в особых отношениях с заказчиком, которые устанавливались на протяжении многих лет сотрудничества, и теперь мы рады пойти ему навстречу.

Думаю, что каждый производитель, выложивший немалую сумму за CD-R линию сегодня, хочет быть уверенным, что возможен апгрейд этой линии до формата DVD-R в будущем – продолжает тему Рон Гудвин. Однако я полагаю, что производители не будут регулярно переключаться от формата к формату. Фирмы, готовые инвестировать в новое дорогое оборудование, имеют достаточно твердые позиции в бизнесе и специализированы или на CD-R или на DVD-R. Конечно, если спрос на CD-R резко упадет, они будут вынуждены перейти на DVD-R и, скорее всего, это будет единственный случай переключения линии.

Ник Грей (4M) согласен с тем, что существует спрос на апгрейд оборудования. Производители компакт дисков видят, что это очень удобно – иметь возможность выбирать при падении или, наоборот, росте спроса на тот или иной формат. Важно само наличие такой гибкости, а уж будет она использована или нет, их не особо волнует. Это делает линии репликации дороже, но это единственный спасательный круг, который может предложить производитель оборудования на случай, если рынок DVD-R не сложится.

По мнению Клауса Хаммена на рынке записываемых форматов прослеживается тот же сценарий, что и при переходе от CD к DVD, даже если производственные модели очень сильно отличаются: это та же самая тенденция с CD-R процессом, двигающимся в сторону DVD-R, как мы это уже один раз наблюдали. Однако, для небольших производителей проблема при апгрейде лежит в необходимости установки отдельного модуля склейки. Один из бюджетных способов производить DVD-R – это использовать CD-R линию для тиражирования половинок и склеивать их на отдельно стоящем модуле. На мой взгляд, это только теоретический путь производить качественную продукцию, потому что мы говорим о модуле, стоящем отдельно и никак не связанном с производственной линией. Наш опыт в производстве DVD показывает, что внешняя склейка (offline) не позволяет достичь той же производительности и качества как интегрированные системы. Однако, поскольку рынок переживает сейчас не лучшие времена, я понимаю, почему производители ищут пути снизить расходы, инвестируя в модульные системы склейки скорее, чем в специализированную DVD-R линию. Но в более далекой перспективе я могу сказать, что это тупиковый путь – внешняя склейка.

Ларс-Гуннер Нильсон придерживается точки зрения, что производитель дисков скорее предпочтет купить специализированную DVD-R линию, чем апгрейд: поскольку в процесс производства диска вовлечены различные прецизионные технологии. Если вы взглянете на производство CD-R сегодня, то обнаружите, что много дисков производится с использованием внешних модулей нанесения красителя (offline). Но я не думаю, что та же схема будет применяться при производстве DVD-R, это будет слишком сложно и неудобно. Если вы используете интегрированный в линию модуль (inline), вы обладаете большим контролем над процессом производства и можете оптимизировать различные параметры, что бы они работали слаженно вместе. Говоря это, я так же подразумеваю, что формат CD-R не будет полностью замещен DVD-R - репликаторы скорее будут использовать свои существующие линии, чем покупать новое оборудование для CD-R взамен перенастроенного на DVD-R.

Alpha Sweden поставляет на рынок "ALPHA BONDER" - внешний модуль, который позволяет использовать CD-R линии для производства DVD-R. Но даже представители Alpha не скрывают скепсиса в отношении рыночных перспектив отдельно стоящих модулей склейки. Это хорошая временная мера – замечает Томас Капедия, но не долговременное решение. Пока цена на DVD-R диски высока, а время цикла еще не критично для производителя, "AlphaBonder" хороший путь для вхождения в DVD рынок, не инвестируя крупные суммы в новое оборудование. Но когда цена на записываемые диски пойдет вниз, производители будут нуждаться в высоком выходе качественной продукции, а это может обеспечить только специализированная линия.

Производители оборудования довольно скептично настроены по отношению к возможности апгрейда или перенастройки оборудования для записываемых форматов. В то время как их клиенты, как и в случае с форматами CD/DVD, желают подстраховаться от неблагоприятной рыночной коньюктуры, тем более что инвестиции в оборудование в этом секторе существенно выше. А как обстоит дело с перезаписываемыми форматами, такая же там картина или формат вносит свою специфику?

Перезаписываемые форматы

Нельзя не отметить, что даже новый игрок на рынке интегрированных финишных линий UNAXIS с линией "PARAGON", разработанной как раз в срок, чтобы захватить складывающийся рынок DVD-RW, четко продемонстрировал также и способность их линии производить CD-RW.

Однако Джерен Ландсберген полагает, что с перезаписываемыми форматами все обстоит иначе, чем с записываемыми. CD-RW продается в объемах несравнимо меньших, чем CD-R. Можно сказать, что это не массовый формат. Соответственно и инвестиции в этот сегмент рынка оптических носителей информации не столь масштабны. Но ситуация вполне может измениться с приходом на рынок новых игроков, заинтересованных в продвижении DVD-RW. В свое время было инсталлировано много CD-RW линий, и производители сейчас пытаются приспособить их для производства DVD-RW. Технически это будет достаточно сложно сделать, поскольку имеется большая разница в технологии и процессе производства.

Перезаписываемые диски более сложный, многосоставный продукт - продолжает тему Клаус Хаммен, это проявляется не только в конструкции диска, но и в количестве и прецизионности вовлечённого в процесс оборудования. Производитель так же нуждается в более квалифицированном персонале, обслуживающем линии. В наших последних разработках "SUNLINE" и "MODULUS" мы предлагаем возможность производить все перезаписываемые форматы на одной и той же линии. "SUNLINE" может производить различные форматы простым переключением (софтверно), "MODULUS" нуждается в различных конфигурациях в катоде установки напыления.

Ситуация, складывающаяся на рынке оборудования для перезаписываемых форматов, показывает, что разработчики не пошли по пути предложения опций апгрейда, а сразу создают универсальные линии, рассчитанные на два и более формата. Такой подход обусловлен, как нам представляется, двумя соображениями. Ни CD-RW в настоящее время, ни DVD-RW в обозримом будущем не могут претендовать на роль массового в производстве формата. Чтобы избежать простоя дорогостоящего и современного высокопроизводительного оборудования репликатор должен иметь возможность оперативного перехода с формата на формат. С другой стороны финишные линии для перезаписываемых форматов настолько сложны в конструкции и эксплуатации, что апгрейд или перенастройка силами репликаторов просто невозможны. Можно сказать, что в этом оборудовании уже реализуется философия будущего – универсальность.

Общая платформа

Очевидна философия - предложить некую общую производственную платформу с модульными опциями, которая может быть конфигурирована для производства всех существующих и возможно будущих форматов. Над этим направлением сейчас вплотную работают все ведущие производители оборудования.

Актуально, чтобы эта платформа могла работать с любым форматом путем добавления соответствующих модулей – говорит Джерен Ландсберген. Таким образом, производитель получит возможность легко перенастроить оборудование применительно к своим сиюминутным потребностям и сможет быть уверенным в будущем. Пару лет назад усилия разработчиков оборудования были сосредоточены на специализированных линиях, и вы сейчас их можете легко купить, но в данный момент каждый сфокусирован на гибкости процесса производства и универсальности оборудования. Говоря о ближайшем будущем - Blu-Ray, г-н Ландсберген полагает, что этот формат будет предложен как опция апгрейда к уже инсталлированному оборудованию. Хотя, поправляется он, преждевременно строить предположения относительно нового семейства форматов, спецификации на который еще не определены. Тем более что хотя производственный процесс и выглядит похожим, не все этапы имеют параллели и соотносятся друг с другом. И все же я не вижу каких-либо технических препятствий для конвертации существующих линий до формата Blu-Ray. Конечно, это достаточно абстрактные рассуждения. Потребуется 8-10 лет, прежде чем новый формат станет таким же общим местом как сейчас DVD. Необходимо помнить одну важную вещь: как производители оборудования мы следуем за форматом, а не разрабатываем его.

Поскольку "replitech.ru" все же больше ориентирован на практику производства компакт дисков, нежели на теоретические изыскания, хотелось бы в заключение остановится на чисто технических аспектах перехода с формата на формат.

Переключение оборудования

Смена форматов на двойной линии, способной производить DVD 9, более сложный процесс, примерно настолько насколько "девятка" сложнее "пятерки". Рассмотрим эту операцию для линии STEAG 2200, в рекламе которой разработчик главный акцент делает на быстрой конвертации из формата в формат, позиционируя ее как переключаемую CD/DVD. С точки зрения инженеров STEAG бытующее среди профессионалов мнение о непрактичности переключаемых линий должно остаться в прошлом. Во всяком случае они пытаются это доказать представив третье поколение финишных линий с опцией переключения форматов. Большинство изменений, которые оператор делает при переключении, относится к железу. Во все основные производственные модули (литье, металлизация, лакировка) должны быть внесены изменения, поскольку основное отличие CD/DVD дисков – толщина подложки, задается на самом первом этапе:

Литьевая машина

Независимо от типа термопластавтомата необходимо сменить пресс-форму, поскольку именно она определяет толщину подложки (1.2 или 0. 6мм). В среднем на переход от CD молда к DVD требуется около часа и во многом затраченное время зависит от типа (производителя, модели) оборудования. Переключение от DVD к CD потребует больше времени (около 75 мин), поскольку половинки молда надо точно выставить параллельно друг другу. Пресс-форма для CD не имеет центрирующих направляющих, как большинство DVD молдов. Но это время, затрачиваемое на одну литьевую машину, а у линии STEAG 2200 их две и, соответственно, две пресс-формы.

Металлизатор

Линия, поставляемая в конфигурации для производства DVD 9, содержит в себе все необходимые элементы для производства CD дисков. Изменения в металлизаторе связаны с тем, что отражающий слой для разных форматов отличается по используемому в мишенях материалу. Чтобы перейти на алюминиевые мишени, используемые в производстве компакт дисков, в камере напыления металлизатора необходимо заменить центральный штифт и пластину. Очень важно при этом правильно отцентрировать новый штифт и пластину, иначе в процессе напыления можно повредить диск. Обученный оператор выполняет эту операцию за 10-15 минут.

Лакировка/склейка

На этом этапе проявляется принципиальное отличие между форматами. CD диски не склеиваются, в то время как DVD не покрываются защитным лаком. При изменении формата потребуется сменить UV-материал в модуле лакировки/склейки, поскольку в настоящее время на рынке нет единой формулы клей/лак, удовлетворяющей одновременно требованиям обоих форматов. Обычно для той и другой операции используется один и тот же модуль финишной линии, объединяющий в себе и дозатор, и центрифугу (например, Skyline Duplex). В 2200-ой линии реализован другой принцип. При работе в формате CD манипулятор линии переносит диск через станцию склейки прямо на чашку центрифуги, где лак наносится на диск и раскручивается для удаления излишков и получения равномерной тонкой пленки. Для ускорения переключения используются две независимые емкости для низко дисперсного CD лака и высокодисперсного DVD клея, так же дублируются и остальные элементы подачи и нанесения UV-материала (помпы, фильтры, клапана). Оператору необходимо только сменить "чашку" центрифуги, поскольку каналы рециркуляции излишков лака или клея также различные. Все это позволяет не промывать систему и занймет у оператора несколько минут. Как правило, на полную замену UV-материалов при использовании общей емкости требуется 1.5 – 2 часа, в течение которых машина будет простаивать.

Ультрафиолетовая сушка

UV-сушка – последний этап производства диска на финишной линии. Несмотря на простоту, процесс имеет большое значение для качества продукции. Лучшим решением было бы, конечно, наличие универсальной UV-лампы и для лака и для клея. И в "SKYLINE DUPLEX" мы видим именно такое решение. Попробуем разобраться, почему это не работает в случае с линией для репликации "девятки". Лакированный CD нуждается в сушке только поверхности диска. В случае с DVD ультрафиолетовые лучи должны преодолеть: подложку поликарбоната (0.6 мм) в формате DVD 5; подложку и полупрозрачный слой металлизации для DVD 9; подложку и отражающий слой для DVD 10 – чтобы высушить клеящий слой между половинками и обеспечить поверхностную сушку краев диска. Надо добавить, что клей и лак так же по-разному ведут себя в UV-лучах, что еще больше усложняет задачу использования универсального источника света. Очевидно, что простое увеличение или уменьшение времени сушки не решает проблемы, поскольку снижает эффективность процесса и производительность линии. Для сушки лака больше подходят источники с короткой длинной волны (UV-C), для клея - с более длинной (UV-A), которая с меньшими потерями проходит слои поликарбоната и металлизации. В линии STEAG проблема решается простой заменой ламп, что занимает у оператора несколько минут.

Контроль качества

Финишный сканер производит первичную отбраковку дисков по оптическим параметрам и выявляет такие важные дефекты как посторонние вкрапления, пузырьки воздуха в клее, глобальные ошибки (deviation, tilt). Контроль сверху необходим только для DVD 10, поэтому обычно предлагается производителями оборудования как опция. Все линии 2200-ой серии укомплектованы универсальными сканерами, и переход на другой формат осуществляется простым переключением.

У репликаторов часто возникает вопрос о разнице в выходе годных дисков при репликации CD и DVD, производимых на одной и той же линии. Большее число производственных этапов и большее количество прецизионных узлов при производстве DVD снижают общий выход годных дисков. Если учесть более жесткие требования к готовому диску для DVD, то процент брака еще увеличится.

В среднем, при прочих равных условиях, соотношение составляет примерно 90 % выхода для CD и 83 % для DVD.

Оставьте Ваше сообщение на доске здесь
Напишите нам, наши контакты здесь